Электронный учебник.

Алгебра 9 класс. Мордкович А.Г. Мнемозина. 2002 год.

Первая страница учебника - Алгебра 9 класс. Мордкович А.Г. Мнемозина. 2002 год.

Издательство «Мнемоэина» опубликовало комплект книг для изучения курса алгебры в 9-м классе общеобразовательной школы:

  1. А.Г. Мордкович. Алгебра-9. Учебник.
  2. А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е,Е, Тульчинская. Алгебра-9. Задачник.
  3. А.Г. Мордкович. Алгебра, 7—9. Методическое пособие для учителя.
  4. А.Г. Мордкович, Е.Е. Тульчинская. Тесты по курсу алгебры, 7—9.
  5. Ю.П. Дудницын, Е.Е. Тульчинская. Контрольные работы по курсу алгебры, 7—9 (под ред. А.Г. Мордковича).

У вас в руках первая книга указанного комплекта — учебник. Для изучения курса алгебры в 9-м классе у ваших учеников на руках должны быть две книги: учебник и задачник.

Концепция учебника. Математика — гуманитарный предмет, который позволяет субъекту правильно ориентироваться в окружающей действительности, обладает воспитательным потенциалом (в частности, «ум в порядок приводит» и оказывает существенное влияние на развитие речи обучаемых — не только внутри данной предметной области). Реальные процессы математика описывает на математическом языке в виде математических моделей. Поэтому математический язык и математическая модель — ключевые слова а постепенном развертывании курса, идейный стержень курса. При наличии идейного стержня математика предстает перед учащимся не как набор разрозненных фактов, которые учитель излагает только потому, что они есть в программе, а как цельная развивающаяся и в то же время развивающая дисциплина обще культурного характера. Именно поэтому из традиционных для любого обучения вопросов: что? как? зачем? — в настоящем учебнике на первое место ставится вопрос «зачем?».

Стиль изложения. Самое главное, к чему стремился автор, — написать доступный и понятный учебник, который было бы интересно читать, который представлял бы собой развернутое повествование, в котором, наконец, была бы интрига. Внутренняя интрига заложена практически в каждой главе и в большинстве параграфов, достигается это за счет ненавязчивой и естественной постановки проблем, которые в данном месте курса по объективным причинам решены быть не могут, но будут решены в дальнейшем (причем все это объясняется читателю открытым текстом).

Не секрет, что нынешние учебники не читают школьники, редко читают и учителя. Кроме того, есть еще одна категория потенциальных читателей — важных участников учебного процесса, о которых авторы учебников почему-то совсем не думают. Речь идет о родителях, желающих помочь своим детям постичь премудрости математики. Автор надеется, что этот учебник будут читать и учителя, и ученики, и родители, поскольку стиль изложения легкий, доступный, во многом расцвеченный непривычными для математической рутинной лексики оборотами. В то же время изложение характеризуется четкостью, алгоритмичностью, выделяются основные этапы рассуждений с фиксацией внимания читателя на выделенных этапах. Например, решение практически всех так называемых текстовых задач оформлено в учебнике (как и в учебниках для 7-го и 8-го классов) в виде трех этапов: составление математической модели; работа с составленной моделью; ответ на вопрос задачи.

Завершая разговор о стиле изложения, отметим еще одно существенное обстоятельство. На уроках математики учитель всегда сочетает обыденный язык (язык общения, язык литературного повествования) с предметным языком, строгим, сухим, лаконичным, строящимся по принятым в математике законам. Школьные учебники математики по изложению, как правило, не выходят за рамки предметного языка, в них мало «литературщины». Но именно это и не дает возможности использовать их в качестве книги для чтения. Учебник, который вы держите в руках, — книга не для заучивания, а для изучения, т.е. для чтения и понимания. Ваши ученики, как правило, не должны носить ее с собой на уроки, они должны читать ее дома.

Они не должны учить все, что написано в том или ином параграфе: поскольку это — книга для чтения, в каждом параграфе есть не только сам предмет изучения, но и разговоры о предмете изучения. Это полезно обсуждать на уроках математики свободным хорошим литературным языком. Опираясь на учебник, учитель прекрасно разберется в том, что надо рассказать учащимся на уроке, что — заставить их запомнить, а что предложить им просто прочесть дома (и, возможно, обсудить в классе в жанре беседы на следующем уроке).

Каждая глава заканчивается разделом «Основные результаты». Это своеобразный смотр достижений, «сухой остаток», подведение итогов, что для успешности процесса обучения очень важно.

Психолого-педагогические и методические особенности.

Этим учебником завершается изложение курса алгебры в основной школе. Те психолого-педагогические и методические особенности, которые отмечены ниже, в равной степени относятся и к учебнику «Алгебра-7», и к учебнику «Алгебра-8», и к учебнику «Алгебра-9».

1. Проблемное изложение материала. Наш взгляд на проблемное изложение описан в Предисловии для учителя к упомянутому выше учебнику «Алгебра-7».

2.Диалектический подход к введению математических понятий. Лишь простейшие понятия даются сразу в готовом виде, остальные вводятся постепенно, с уточнениями и корректировкой, а некоторые вообще остаются на интуитивном уровне восприятия до тех пор, пока не наступит благоприятный момент для точного определения. К числу таких понятий относится, например, понятие функции, которое не должно, по глубокому убеждению автора, вводиться строго с самого начала, оно должно «созреть». Строгого определения функции не было в наших учебниках для 7-го и для 8-го классов, оно впервые вводится здесь, в учебнике для 9-го класса, поскольку за два года изучения алгебры в школе по нашим учебникам учащиеся, как мы надеемся, приобрели соответствующий опыт в работе с функциями и почувствовали потребность в строгом определении, дающем осмысление опыта. Опыт и потребность — два существенных условия для введения того или иного понятия.

3. Развивающее обучение. Работая над учебником, автор понимал, что его главная задача заключается не в сухом сообщении математических фактов, а в развитии учащихся посредством продвижения в предмете, иными словами, приоритетным является не информационное, а развивающее поле курса.

4. Из основных содержательно-методических линий школьного курса алгебры для 7 — 11-го классов в качестве приоритетной выбрана функционально-графическая линия. Это выражается прежде всего в том, что какой бы класс функций, уравнений, выражений ни изучался, построение материала практически всегда осуществляется по жесткой схеме: функция — уравнения — преобразования.

По этой схеме в 8-м классе изучалась тема «Квадратные корни. По этой схеме строится раздел «Тригонометрия» в нашем учебнике для 10-го класса (а первое знакомство с указанным разделом осуществляется уже в этом учебнике); по этой схеме в 10—11-м классах строится изучение степенных, показательных и логарифмических функций, уравнений, выражений. Для полноценной реализации функционально-графической линии особенно ответственным является курс алгебры 9-го класса: в этом учебнике, опираясь на опыт изучения функций, их свойств и графиков в 7—8-м классах, отработав в указанных классах все основные понятия, связанные с функциями, на наглядно-интуитивном и рабочем уровнях, мы выходим на уровень теоретического осмысления.

5. Соответствие стандарту математического образования. Материал, изложенный в этом учебнике, в совокупности с материалом, изложенным в наших учебниках для 7-го и 8-го классов, дает цельное и полное представление о курсе алгебры основной школы. Он, разумеется, соответствует «Временным требованиям к обязательному минимуму содержания основного общего образования», утвержденным (до введения государственных образовательных стандартов) Приказом № 1236 Министра образования Российской Федерации от 19 мая 1998 г. Однако каждый автор имеет право выйти за пределы указанных требований, на что при желании и возможности имеет право и учитель.

В чем мы вышли в данном учебнике за пределы минимума содержания курса алгебры основной школы? Прежде всего это относится ко всей главе 5, где даются элементы теории тригонометрических функций. В настоящее время весь раздел «Тригонометрия» перенесен в старшую школу. Поместив материал о тригонометрических функциях в настоящем учебнике, мы исходили из того, что это привычный материал для 9-го класса (хотя, как увидит читатель, нетрадиционно изложенный), и если у учителя есть объективные возможности, он может его дать, учитывая при этом, что в нашем учебнике для 10—11-го классов весь раздел «Тригонометрия» представлен полностью. Вышли мы за рамки программы и еще в одном вопросе: речь идет о степенных функциях с целым показателем.

Дело в том, что ядром материала 9-го класса является завершение разговора о функциях, начатого еще в курсе алгебры 7-го класса: мы выходим здесь на формальный уровень изучения функции и ее свойств и просматриваем с этой точки зрения изученные ранее функции. Было бы неправильно ограничиться только известным материалом, не применив новые знания к новому классу функций. В качестве такового и выбран класс степенных функций с целым показателем, а на опережение дается представление и о классе тригонометрических функций — это еще одна причина того, что материал о тригонометрических функциях помещен в настоящем учебнике.

  1. Страницы:
  2. 1
  3. 2
  4. 3
  5. 4
  6. 5
  7. 6
  8. Смотреть все
Мир: 2200 7704 4708 4353
Яндекс: 41 00 11 25 13 54 962
Киви: ALEKS33550336
  1. Слушать произношение на английском:
  2. Количественные числительные от 1 до 100
  3. Порядковые числительные от 1 до 30.
  4. Доли. Обыкновенные дроби
  5. Десятичные дроби
Оглавление раздела «Библиотека».
  1. Учебная литература по английскому.
  2. Электронные книги «PHP», «HTML», «CSS», «JavaScript».
  3. Электронные книги «СУБД и Базы данных».
  4. Электронные книги по программированию. Разное.
  5. Электронные учебники по информатике.
  6. Учебная литература по математике.
  7. Библиотека. Учебная и справочная литература. Смотреть все.